На стеклозаводе «Неман» начали изготавливать изделия с венецианской нитью.
Удивительные изделия из стекла, увидевшие свет в гутах стеклозавода «Неман», не перестают покорять сердца поклонников таланта местных стеклодувов. В крепком союзе огня, хрупкой нити, недюжинной фантазии и таланта человека рождаются удивительные шедевры ручной работы. Наблюдать появление этого чуда можно вновь и вновь. И это зрелище завораживает.
Главный секрет стеклодувов из небольшого городка над Неманом – никакой автоматизации. Каждый из мастеров в буквальном смысле творит дыханием. А еще в стекольном деле важно не стоять на месте, находить изюминку. Вот и недавно на предприятии начали изготавливать изделия с венецианской нитью. На заводе скромничают: пока это только первые шаги на пути к массовому производству, ведь технология сложная.
– Стекольные изделия с венецианской нитью, которые мы можем видеть во многих крупнейших музеях мира, были сделаны на острове Мурано, что в Венеции, – рассказывает корреспонденту «Лiдскай газеты» ведущий художник стеклозавода «Неман» Василий Самохвалов. – Отсюда и пошло их название. А первые образцы этого стекла придумали в Риме. Доходило вплоть до того, что по этой технологии на вазе появлялся портрет человека. И этот портрет в определенном масштабе мог быть повторен десятки раз. Но особое развитие стекло с венецианской нитью в конце XIII века получило именно в Венеции, как уже говорилось, на острове Мурано. Причем стеклодувам запрещено было покидать остров. Так родилось уникальное муранское стекло. Его секрет держался в тайне многие века. Не все секреты раскрыты и сегодня. Но мы рискнули попробовать возродить уникальный стиль на лидской земле. Пока наши мастера работают над цветом, толщиной и частотой узора изделия. Чтобы начать серийное производство продукции, нужно, чтобы технология была отработана и отточена.
Венецианский композитор Антонио Вивальди не зря убегал из дома, чтобы посмотреть на работу муранских мастеров. Глядишь, как виртуозно владеют березовские мастера стеклодувной трубкой, – и дух захватывает. Пока с венецианской нитью работает лишь экспериментально-художественная бригада отдельщика выдувных изделий Валерия Багинского. В 80-е годы Валерий Ромуальдович уже пытался освоить эту технологию, но в силу разных причин работа была приостановлена. Сегодня заслуженный народный мастер вновь хочет применить уникальную технологию в декорировании посуды.
– Все секреты раскрывать не будем, лишь частично коснемся технологии, чтобы было понятно, что собой представляют изделия с венецианской нитью, – говорит Василий Самохвалов. – Обычно это коллективный труд. Один мастер вооружается железной трубкой, набирает жидкое стекло из большой печи. Расплавленная стеклянная масса легко пристает к трубке. Второй мастер в это время разогревает специальные цветные штапики. Горячий ком, получившийся в итоге, он берет трубкой. Две раскаленные болванки соединяются, а когда одна из них оттягивается, получается цветная нить. Нить наматывается на стеклянную болванку. В конце стеклодув выдувает, словно мыльный пузырь, хоть вазу, хоть графин, хоть блюдо – все, что угодно. При этом мастер держит всю массу на весу, каким бы тяжелым ни было будущее изделие, и одновременно формирует его при помощи инструментов.
Чтобы сделать уникальный венецианский декор на любом изделии, важен подготовительный этап. Как утверждают мастера, стекло – сложный в обработке материал. Придавать ему нужную форму можно только в расплавленном виде, и когда оно застывает, уже нельзя ничего переделать. Месяц назад на стеклозаводе «Неман» с легкой руки Валерия Багинского было выпущено первое изделие с венецианской нитью. Умение мастера красиво распределить по поверхности цвета – отдельная его заслуга. Но чтобы эта дорогая технология декора адекватно садилась на изделие, нужна такая же уникальная форма. Над ней и думают художники, как и над цветовой гаммой нитей.